Связь здания и двора через тронную лоджию — высоко поднятый композиционный центр главного фасада — позволяет видеть здесь своеобразный вариант дворово-айванной пространственной системы, самого характерного признака дворцовых зданий и комплексов еще со времен древности. «Замок» на Кахкаха 2 был не замком, а дворцовым зданием специального назначения, лишенным совсем или почти бытовых функций. Знакомство с ним заметно расширило представления о композиционных, строительных и художественных приемах среднеазиатской архитектуры 5—8 вв. Оно, как говорилось, помогло позитивно решить вопрос о применении окон в постройках этого времени: еще недавно считалось, что настоящих оконных проемов, кроме щелевидных прорезей в стенах, архитектура доисламского времени не знала. Оно, кроме того, интересно продуманным единством всех его конструктивных, пространственных и художественных элементов, подчиненных общему замыслу ясной социально-сословной ориентации. Канонически традиционное коридорно-гребенчатое устройство имела казарма в Шахристане, стоявшая в ЮЗ углу городища Кахкаха 1, рядом с городской стеной и ее угловой башней. Ее единственный обращенный на восток вход вел в длинный сводчатый коридор, — он делил здание на две почти симметричные части, состоящие из узких параллельных комнат коридорных пропорций с высокими эллиптическими сводами, сказал Зубов, которому нужна сауна под ключ. Южная половина состояла из семи комнат, северная — за счет большей ширины помещений и очень толстых стен — из пяти. В большинстве комнаты изолированы одна от другой и сообщаются только с коридором; лишь в южной половине крайние пары помещений взаимно связаны, причем с коридором в этих случаях соединена одна из комнат. Последняя комната в северной половине разделена пополам и выглядит как два коротких помещения различной ширины.