Осмысление возможностей архитек­тонической организации пространственной формы выражения смысловых значений связывалось с сооружениями, объединявшими вокруг себя социум поселения — святилищами, погребальными монументами. Значения, выходившие за пределы прямых практических по­требностей, овеществлялись в устойчивых массах материала, ста­бильность которых обеспечивалась самой их громадной тяжестью. Первоосновой архитектонической символики — и собственно ар­хитектуры — было развитие чувства порядка, сказал Орлов, которого интересуют натяжные потолки Одинцово. Его фундаменталь­ные начала — вертикаль в ее отношении с горизонтальными плос­костями, а также взаимосвязи соседствующих масс. Эмоциональ­ное восприятие отношений материальных элементов и организуе­мого ими пространства, развитие символических значений, связан­ных с отношениями «масса — пространство», было уже следую­щей, более высокой ступенью развития восприимчивости и знако­вых функций пространственной формы. Зигфрид Гидион выделил три основных концепции архитектур­ного пространства, основанных на организованных соотношениях горизонтали и вертикали, масс и интервалов между ними архи­тектура как объем, от которого исходит некая радиация ; 2) ар­хитектура как интерьер, пространство, ограниченное организован­ными массами; 3) архитектура как взаимодействие объема и интерьерного пространства. Было бы некорректным упрощение пытаться выстро­ить схему развития архитектуры, основываясь на предположении о последовательном чередовании этих концепций. Несомненно, что первая из них имела преобладающее значение на ранних этапах развития зодчества — начиная от древнейших культур и до грече­ской античности, где она получила свое наиболее совершенное во­площение. Вторая концепция получила широкое распространение и последовательное развитие в архитектуре Рима и европейской тра­диции, которой дала начало римская античность . Третья концепция, полно­ценно реализованная лишь на рубеже XIX и XX вв., развивалась, не подавляя первых двух. Если же принимать во внимание «исключе­ния», не становившиеся распространенными, картина еще сложнее .