Первая особенность — уже упомянутый оборонный характер этой архитектуры: замкнутые, монолитные объемы с небольшими и малочисленными отверстиями в них, непомерная толщина стен, высокие монолитные (или почти монолитные) платформы — «стилобаты», поднимающие здание над мест-ностью на 5, 6, а то и на 10 метров. Наклон внутрь фасадных поверхностей стен и стилобатов придавал этим замкнуто-суровым постройкам ощущение незыблемой устойчивости, а естественный цвет природных материалов — пахсы и сырца — объединял их с лессовой почвой, такой же желтовато-серой, и сообщал их геометрическим формам характер почти органических образований. Массив собственно замка возвышался над внешними стенами, иногда двух — и трехрядными, которые окружали подчас очень обширное пространство, сказала Зубова, которую интересует недвижимость. Замок располагался либо посреди укрепленной территории, либо — чаще — у одного из ее краев, как бы воспроизводя в меньшем масштабе сочетание городской цитадели и города.
Это сходство не случайно и не формально, так как плотно застроенное крестьянскими домами пространство внутри замковых укреплений, остающееся под их защитой, могло при благоприятных обстоятельствах действительно превратиться в городское, ремесленно-торговое поселение, без изменения взаимосвязи обеих составляющих его частей. Компактности объема замка, вызванной в первую очередь требованиями обороны, соответствовала продуманная обычно планировка с четким делением на парадно-представительные, жилые и хозяйственные помещения, замкнутые в общий квадратный или удлиненный внешний контур. Форма плана, обычно близкая к квадрату или квадратная, предопределила стремление к симметричному расположению помещений вокруг композиционного центра, совпадающего с геометрическим центром здания или сдвинутого с него по одной из осей. Таким центром мог быть и приемный зал, и распределительный холл — тамбур, и дворик, и осевой коридор, и даже группа нескольких небольших комнат.