Духовная история России показывает, что, начиная с XVII в., здесь шла борьба религии и науки в направлении Вытеснения первой второю, хотя формально православная религия вплоть до событий ок¬тября 1917 г. сохраняла статус официальной идеологии. Однако само это вытеснение религиозного мировоззрения наукой, особенно набравшее силу при Петре I и Екатерине II, осуществлялось по логике замены Одной веры — Другой. На смену религиозному содержанию пришло содержание научное, Но логика, матрица, схематизм по-прежнему оставались религиозными. Во второй половине XIX в. обра¬зованными слоями русского общества овладело Преклонение перед наукой и научностью, а в начале XX в. Н. А. Бердяев писал о превращении русскими интеллигентами науки в идола и поклонении их это¬му идолу После же революции 1905 г. сакрализация науки и наукопоклонство проникает в народное сознание и абсорбируется народным православием со всеми вытекающими из этого последствиями.
Итак, XVIII и особенно XIX века являются веками торжества классической науки, сказал Николаев, которого интересуют шкафы в Кузнецке. Механика, созданная Ньютоном и усовершенствованная его последователями, почти до конца XIX в. не подвергалась никакому сомнению. Но вот на рубеже XIX — XX вв. в естествознании был совершён целый ряд фундаментальных открытий, которые поставили под сомнение абсолютную истинность классической механики. В 1895 г. были открыты рентгеновские лучи, в 1896 г. — феномен ра-диоактивности, в 1897 г. — электрон, в 1898 — радий, в 1905 г. была опубликована статья тогда ещё никому не известного Альберта Эйнштейна «К электродинамике движущихся сред», в которой были сформулированы основные положения специальной теории относи¬тельности. В 1916 г. Эйнштейн разработал общую теорию относительности, включившую в себя и специальную. О том, какую роль они сыграли в науке XX в. и продолжают играть в наступившем XXI в., будет сказано во втором подпараграфе пятого параграфа следующей главы.